Учитывая, насколько эмоциональна и интенсивна Clair Obscur: Expedition 33 с самого начала, неудивительно, что ее финал оказывается еще более впечатляющим. Заключительный акт представляет собой настоящий шквал сюжетных поворотов, раскрытия лора и недостающих фрагментов головоломки, каждый из которых приводит к осознанию трагичной череды событий.
Финальные моменты Clair Obscur оставляют массу поводов для размышлений, и это мягко сказано. Когда столько всего происходит одновременно, легко упустить важные детали в момент окончательного раскрытия тайны Монолита.
Давайте разберем полную историю Холста и окончательную судьбу Экспедиции 33.
Внимание! Спойлеры!
Кульминация Акта 2: Поражение Художницы и последствия
Акт 2 завершается тем, что Экспедиция 33 выполняет свою миссию и побеждает Художницу в тяжелом бою. Маэль, используя силу, которой ее научил Куратор, для стирания бессмертного Ренуара, изгоняет Художницу из мира.
Версо раскрывает, что Художницей была его мать, Алин, и что с ее смертью он и оставшиеся члены его семьи наконец становятся смертными, но не объясняет подробностей, пока Экспедиция возвращается в Люмьер. Люн, Маэль и Сиэль провозглашаются героями за победу над Художницей, а Версо ускользает от празднования, чтобы прочитать письмо от своей сестры Алисии.
Когда Версо читает письмо на причале, волна энергии исходит от Монолита, мгновенно обрушивая Гоммаж на всех жителей Люмьера, независимо от их возраста. Выживают только Версо, Монако и Эски.
Поместье, 49 год Монолита: раскрытие истинной личности
Игра переносится во флешбэк, происходящий в Поместье за шестнадцать лет до событий Экспедиции 33. Алисия, все еще восстанавливающаяся после пожара, который обезобразил ее лицо, вызвана в ателье в задней части особняка своей старшей сестрой Клеа. Исследуя дом, становится ясно, что он находится в Париже, а не в вымышленном городе Люмьер, и что в этой реальности Версо погиб в том же пожаре, который покалечил Алисию.
Алисия обнаруживает своих родителей, Ренуара и Алин, в трансоподобном состоянии с яркими синими оттенками, нарисованными на их глазах, перед гигантским вихрящимся Холстом. Клеа говорит, что они сражаются за господство внутри Холста, и что у нее нет времени продолжать попытки вытащить их. Она настаивает, чтобы Алисия вошла в Холст для вмешательства, пока Клеа охотится на Писателей – соперничающую гильдию, ответственную за смерть Версо.
Алисия, не будучи сама искусной Художницей, пытается войти в Холст, но ее подавляет хрома Алин. Вместо того чтобы нарисовать себя в мире как собственный аватар, она рождается как персонаж в Холсте, которым управляет Художница Алин. С подавленными воспоминаниями и личностью Алисия "перерисована" в мире Холста как Маэль и проживает шестнадцать лет без знания о Поместье, своей настоящей семье или своей силе как Художницы.
Истина о Холсте: искусственный мир и борьба родителей
Когда Маэль подвергается Гоммажу в конце 2 Акта, она изгоняется из Холста обратно в свое настоящее тело, с полной памятью о обеих своих жизнях – как Алисии и как Маэль. Мир Холста, в котором происходит игра, все это время был искусственным творением, которое Версо нарисовал в детстве как фантазийную страну для игр с сестрами.
Когда Версо погиб при пожаре, Алин стала проводить слишком много времени в Холсте, содержащем фрагмент души Версо, как способ справиться с горем. Когда ее физическое тело истощалось от недоедания и чрезмерного воздействия хромы, Ренуар последовал за ней в Холст, чтобы заставить ее уйти, опасаясь за ее жизнь. Разлом был вызван битвой между ними – Ренуар пытался заставить Алин покинуть Холст, уничтожая мир внутри него в случае необходимости, а Алин сражалась, чтобы сохранить Холст и остаться внутри.
Алин заточила Ренуара под Монолитом, но сама была привязана к его вершине, чтобы удерживать мужа там, создав патовую ситуацию между двумя могущественными Художниками. Они все еще могли ограниченно взаимодействовать с миром через свои соответствующие Поместья и нарисованных аватаров – в случае Ренуара это был Куратор.
Победа над Алин и удаление ее из Холста освободили Ренуара, позволив ему высвободить всю свою силу и мгновенно стереть всех человеческих обитателей Люмьера. Версо, Алисия, Эски и Гестрали были спасены, потому что они бессмертны и не могут окончательно умереть, если только сам Холст не будет полностью уничтожен.
Возвращение Алисии: новые силы и противостояние с Ренуаром
Зная, что Ренуар планирует полностью стереть Холст, чтобы Алин никогда не могла вернуться в него, Алисия снова входит в мир, на этот раз рисуя полноценный собственный аватар. Фактически, она теперь и Маэль, и Алисия, с навыками владения мечом первой и силами Художницы второй.
Найдя Версо, чтобы сообщить ему о своем возвращении, Маэль пытается урезонить Ренуара. Он категорически отказывается пощадить Холст, хотя уничтожение единственной картины сына причиняет ему боль, потому что боится, что теперь и Алисия, и Алин иссохнут и умрут от чрезмерного использования Холста. Когда Ренуар пытается уничтожить Маэль и снова отправить Алисию домой, она и Версо бегут обратно на Континент с Эски.
Быстро осваивая свои силы Художницы, Маэль перерисовывает Люн и Сиэль, возвращая их к жизни после Гоммажа (но, странным образом, не Густава). Версо и Маэль объясняют ситуацию – со своей стороны, Версо раскрывает, что он – это творение Алин, созданное, чтобы заменить ее потерянного сына в мире Холста.
Величайшая экспедиция в истории: сборка армии призраков
Контролируя большую часть хромы мира, Ренуар способен призывать собственных существ, подобных Невронам, для своей защиты, а также создавать и разрушать по своей воле. Ему просто нужно время, чтобы собрать достаточно силы для полного стирания мира. Без собственной хромы Маэль не может воскресить жителей Люмьера или нарисовать собственную армию монстров, поэтому она разрабатывает план использования мертвых Экспедиционеров со всего Континента.
Невроны – которые, как раскрывается в некоторых побочных заданиях, являются творениями Клеа – захватывают хрому своих жертв в их трупах. Эта функция была разработана, чтобы лишить Ренуара и Алин силы для их борьбы, но Маэль способна использовать нечистую хрому мертвых, чтобы перерисовать полуформированные версии павших Экспедиционеров. По сути, она создает армию призраков, с которой атакует Люмьер и прорывается к позиции Ренуара в Кривой Башне.
Во время штурма Люмьера на пляже можно найти Журнал Экспедиции 60, раскрывающий, что они обнаружили правду о Художнице и истинной причине Гоммажа, но их время истекло прежде, чем они смогли предупредить город.
Маэль и ее спутники сталкиваются с Ренуаром, который принимает форму Куратора для битвы. Несмотря на силу Экспедиции, они не могут противостоять Ренуару, который перерисовывает Аксон Сирэн себе в помощь. Алин снова входит в Холст, несмотря на серьезную опасность для ее здоровья, чтобы сдерживать Сирэн своей формой Художницы, позволяя Экспедиции 33 победить Ренуара и изгнать его из Холста.
Последний выбор: дуэль за судьбу мира
Используя разрывы, созданные Ренуаром и Алин, Версо входит в сердце Холста, где находится фрагмент души Версо Прайма. Думая, что он один, он убеждает детоподобное существо прекратить рисовать, что уничтожило бы Холст и всех в нем – включая его самого. Появляется Маэль с обнаженным мечом, чтобы остановить его.
Версо хочет, чтобы его бессмертное существование закончилось, и знает, что уничтожение Холста – единственный способ сделать это, даже если это означает, что все остальные – Монако, Эски, Сиэль, Люн и все остальные – также будут стерты. Он также говорит Маэль, что пребывание в Холсте убьет ее, так как она уже слишком долго находится внутри него.
Маэль отвечает, что у Версо нет права убивать обитателей Холста, и что она знает, что умрет в Холсте, но это ее выбор. Она предпочитает прожить короткую, ложную жизнь в искусственном мире, чем свою пустую жизнь постоянной боли и молчания в реальном мире.
Осознав, что вопрос нельзя решить словами, Версо обнажает собственные мечи. Затем игроку предлагается выбрать, за какого персонажа он будет играть в дуэли за судьбу Холста, что определяет, какая концовка будет показана.
Заключение – трагический выбор между реальностью и иллюзией
Финал Clair Obscur: Expedition 33 представляет собой глубокое размышление о природе реальности, привязанности и горя. Противостояние между Маэль и Версо олицетворяет классический философский вопрос: что лучше – счастливая иллюзия или болезненная правда?
Алисия/Маэль предпочитает остаться в искусственном мире, где она может жить полноценной жизнью, пусть и ограниченной по времени. Версо же видит в Холсте продолжение страданий и стремится положить конец бесконечному циклу, даже ценой жизней всех его обитателей.
Концовка Маэль
Если в решающей дуэли побеждает Маэль, она отказывается стереть Версо, несмотря на его мольбы. Подобно Алин, она не желает позволить Версо умереть во второй раз и перерисовывает его, пока он повторяет: "Я не хочу такой жизни".
Спустя некоторое время Люмьер полностью восстанавливается, и все жители возвращаются к жизни. Эски приветствует людей, собравшихся в Оперном театре, а Маэль встречает своих друзей, включая Густава, Софи и их маленького сына.
Версо появляется на сцене, чтобы играть на пианино, но его движения неестественны, скованны и почти механичны. Маэль перерисовала его против его воли, чтобы он стал братом, которого она хотела, нанеся непоправимый ущерб его личности. Хотя это не сказано явно, вероятно, она изменила жизни и характеры других людей по своему усмотрению, превратив спасенный мир в свой личный кукольный домик. Когда Версо начинает играть, на глазах Маэль появляются синие пятна хромы, свидетельствующие о чрезмерном воздействии Холста, и экран темнеет.
Концовка Версо
Если побеждает Версо, он утешает Маэль, когда она вновь изгоняется из Холста, зная, что это последняя их встреча. Каждый член Экспедиции появляется, чтобы попрощаться: Эски, Монако и Сиэль понимают решение Версо, но Люн просто падает на землю с молчаливым взглядом, осознавая, что он разрушает все, чему она посвятила свою жизнь.
Когда все остальные подвергаются Гоммажу, Версо берет за руку ребенка (фрагмент души Версо Прайма), и они вместе уходят в небытие, стирая Холст навсегда.
В реальном мире семья Дессандр собирается у могилы Версо, чтобы возложить цветы в годовщину его смерти. Алин и Алисия живы, и семья наконец начинает залечивать травму своей трагедии. Алисия держит мягкую игрушку Эски, в то время как призрачные воспоминания об обитателях Холста машут на прощание.
Независимо от выбора, концовка Clair Obscur остается меланхоличной и двойственной, оставляя пространство для размышлений о том, что значит быть настоящим, о силе искусства создавать миры и о том, как далеко могут зайти люди, чтобы сохранить память о тех, кого они потеряли.