Новое исследование показывает, что люди считают ответы искусственного интеллекта (ИИ) более сострадательными и понимающими, чем ответы специалистов по психическому здоровью. Эти результаты в очередной раз демонстрируют, что ИИ может превзойти людей в областях, где мы долгое время полагали, что только люди с общим опытом могут быть эффективны.
В исследовании, опубликованном в журнале Communications Psychology, ученые провели серию из четырех экспериментов с участием 550 человек. Участники рассказывали о личных переживаниях, а затем оценивали ответы, сгенерированные ИИ и профессионалами, по критериям сострадания, отзывчивости и общего предпочтения.
Тесты показали, что ответы ИИ считались более сострадательными, чем ответы профессиональных кризисных консультантов, даже когда авторство ответов раскрывалось участникам.
В среднем ответы, созданные ИИ, оценивались на 16% более сострадательными, чем человеческие, и предпочитались в 68% случаев, даже по сравнению с подготовленными кризисными консультантами.
Ведущий автор исследования Дария Овсянникова, менеджер лаборатории кафедры психологии Университета Торонто, объяснила успех ИИ его способностью выявлять мельчайшие детали и сохранять объективность при описании кризисных ситуаций. Это позволило ИИ генерировать внимательную коммуникацию, создающую у пользователя иллюзию эмпатии. В то же время люди-консультанты могли показать худшие результаты из-за усталости и выгорания.
Однако восприятие ответов ИИ как более эмпатичных не лишено рисков. Ученые предупреждают о "призраке сверхнормального стимула" — тенденции более сильно реагировать на преувеличенную версию стимула.
Контент о психическом здоровье также усугубляет проблемы конфиденциальности, связанные с ИИ. Доступ к глубочайшим уязвимостям и проблемам людей делает их уязвимыми для различных форм атак, деморализации и манипуляции.