На этой неделе Военно-воздушные силы США и Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA) объявили об успешных испытаниях новой системы искусственного интеллекта с использованием экспериментального самолета X-62A VISTA. Эти испытания — воздушные бои с участием ИИ, в которых X-62A противостоял пилотируемому человеком истребителю F-16, позиционируются как первое "автономное управление на основе машинного обучения в системах, критически важных для полета".
ВВС отмечают, что различные автономные системы используются уже несколько десятилетий, но ранее инструменты машинного обучения были запрещены из-за "высокого риска и отсутствия независимого контроля". Учитывая, что компьютерные системы подвержены взломам, а также страшилкам из научной фантастики за последние 100 лет, нетрудно понять, почему люди с опаской относятся к истребителям с ИИ.
X-62A VISTA тестируется с пилотами на борту, которые могут отключить ИИ, но ВВС заявляют, что их летчики-испытатели не использовали аварийные выключатели во время недавних испытаний воздушных боев, которые проводились в основном в 2023 году.
Есть один нерешенный вопрос: кто "победил" в имитационном воздушном бою — пилот-человек или ИИ? ВВС не говорят.
Вооруженные силы США впервые начали экспериментировать с системами искусственного интеллекта в самолетах в 1980-х годах в рамках программы под названием "Стратегическая вычислительная инициатива" (SCI). Получившая название "Помощник пилота", эта технология компьютерной помощи представлялась своего рода невидимым R2-D2, который мог понимать обычный язык, на котором говорил пилот истребителя.
С 1983 по 1993 год DARPA буквально пыталась построить Skynet, используя передовые компьютеры и роботизированные транспортные средства, но технологии просто не были достаточно развиты. Это может очень быстро измениться в нынешнем десятилетии, благодаря огромным достижениям в машинном обучении.
Билл Грей — глава Школы летчиков-испытателей ВВС США, подчеркнул, что воздушные бои на самом деле не являются конечной целью всего этого.
Очень легко посмотреть на программу X-62A ACE и увидеть, что под автономным управлением она может вести воздушный бой, но это упускает суть. Воздушный бой был проблемой, которую нужно было решить, чтобы мы могли начать тестировать автономные системы искусственного интеллекта в воздухе. Каждый урок, который мы извлекаем, применим к любой задаче, которую вы можете поставить перед автономной системой.
Видение явно гораздо шире, чем просто одно приложение, что можно рассматривать либо как кусочек технологической эволюции, либо как пугающий взгляд на футуристическое восстание роботов.