full screen background image

Baldur’s Gate 3 и Kingdom Come: Deliverance 2 показали, что будущее жанра за странными, неожиданными и амбициозными играми, а не тайтлами Bethesda или BioWare

За последние два года произошел заметный сдвиг в ландшафте ролевых игр. Громкие релизы от гигантов индустрии все чаще уступают место более амбициозным, странным и неожиданным проектам, захватывающим воображение геймеров и определяющим новое направление жанра.

В течение последних двух лет вышли две из самых ожидаемых RPG — Starfield от Bethesda и Dragon Age: The Veilguard от BioWare. Обе игры от легендарных студий, задавших стандартных современных AAA-RPG, но ни одна из них не вызвала того резонанса, на который рассчитывали разработчики.

Starfield, первая за 25 лет новая франшиза Bethesda, и Dragon Age: The Veilguard, игра, находившаяся в разработке целое десятилетие, получили смешанные отзывы в Steam. Veilguard продалась жалким тиражом в 1,5 миллиона копий — вдвое меньше ожиданий EA и меньше, чем предыдущие игры серии. Starfield хотя и стала коммерчески успешной, но провалилась в долгосрочной перспективе. Вместо нового Skyrim, который бы оставался актуальным десятилетие и более, большинство игроков забыли об игре уже через несколько недель.

Хотя нельзя прямо сказать, что эти игры стали провалом — каждая по-своему хороша, красива и технически впечатляюща. У обеих есть преданные фанаты. Но очевидно, что они не только не оправдали ожиданий большинства геймеров, но и не оставили даже близко того культурного влияния, которого можно было ожидать от студий, практически определивших, что такое современная крупнокалиберная RPG.

Новый стандарт жанра

Baldur's Gate 3 и Kingdom Come: Deliverance 2 показали, что будущее жанра за странными, неожиданными и амбициозными играми, а не тайтлами Bethesda или BioWare

В августе 2023 года вышла финальная версия Baldur's Gate 3 — всего за месяц до Starfield. Larian Studios даже передвинула дату релиза, чтобы уйти с дороги космической RPG, которая, как тогда казалось, затмит их проект. Оглядываясь назад, беспокоиться было совершенно не о чем.

BG3 достигла такого мейнстримного успеха, который казался абсолютно невозможным для "классической" изометрической RPG в 2020-х. С глубоко проработанными, комплексными персонажами, многослойным миром и невероятной глубиной взаимодействий, игра установила новую планку для всего жанра.

А февраль 2025 года только подтвердил этот сдвиг. Состоялся релиз Avowed от Obsidian Entertainment — отполированный, доступный и визуально впечатляющий, с богатой историей от лучших сценаристов в индустрии и поддержкой Microsoft. Однако, несмотря на умеренный успех, игра оказалась в тени Kingdom Come: Deliverance 2 — гигантской, сложной и исторически достоверной приключенческой игры о Богемии 15-го века от студии, известной лишь оригинальной KCD.

Почему побеждают странные и амбициозные проекты?

Baldur's Gate 3 и Kingdom Come: Deliverance 2 показали, что будущее жанра за странными, неожиданными и амбициозными играми, а не тайтлами Bethesda или BioWare

Kingdom Come: Deliverance 2, как и Baldur's Gate 3, амбициозна, насыщена контентом и необычна. Даже создание зелья превращается в увлекательное испытание, а мир настолько реактивен и детализирован, что игрок может оказаться изгнанным из общества и заклейменным преступником за чрезмерные беспорядки. Это игра, полная вещей для исследования, экспериментов и, что особенно важно — она побуждает игроков делиться своим приключением, что формирует мощное сообщество и укрепляется в сознании сообщества.

И этот тренд шире, чем может объяснить одна Baldur's Gate 3. Игроки массово принимают грандиозный и враждебный мир Elden Ring, бескомпромиссную и абсурдно амбициозную экшен-RPG от студии, построившей свою репутацию на полном противоречии мейнстриму. Мы видим огромное критическое признание Disco Elysium, сочетающей якобы устаревшую изометрическую RPG с плотным, сложным изучением персонажей и философских тем.

Неуклюжие и странные, но захватывающие игры с элементами RPG и выживания, такие как Valheim и Palworld, генерируют огромное волнение и успех, даже находясь в активной разработке. В прошлом месяце Monster Hunter — серия экшен-RPG, когда-то бывшая на Западе синонимом недоступных и сложных игр — стартовала настолько успешно, что точно станет одним из крупнейших релизов 2025 года.

Смена эпох

Baldur's Gate 3 и Kingdom Come: Deliverance 2 показали, что будущее жанра за странными, неожиданными и амбициозными играми, а не тайтлами Bethesda или BioWare

В 2010 году Mass Effect 2 установила высокую планку для RPG, и годами после этого считалось, что любые блокбастеры в жанре будут двигаться в том же направлении. Люди хотели более кинематографичных, современных приключений, а любая сложность или недоступность постепенно отсекались в пользу экшена и простоты. Даже Skyrim упростил формулу, заданную Morrowind и Oblivion, вместо того, чтобы развивать их эксцентричность.

Но ничто не остается неизменным в игровой индустрии, и сейчас, полтора десятилетия спустя, мир RPG на ПК выглядит совершенно иначе. Старые стандарты время от времени добиваются успеха, но игры, о которых люди не могут перестать говорить — совсем другой породы.

Ожидания выросли настолько, что теперь игроков удовлетворяют только дикие инновации или абсурдные амбиции. В идеале — и то, и другое. Это именно те типы игр, за разработку которых крупные издатели и студии не готовы браться из-за слишком высокого риска.

В то же время, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, это отказ сообщества потакать интересам крупных корпораций в эпоху, когда гиганты игровой индустрии имеют огромную власть. Все чаще мы смотрим на идеально чистые, безопасные и тщательно протестированные RPG и говорим:

Нет, спасибо, лучше я посмотрю, сколько NPC можно убить в этом городе, прежде чем сломается основной квест.

Будущее жанра больше не ощущается как то, что можно начертить на графике во время очередной корпоративной встречи — оно дикое, непредсказуемое и полно возможностей для недооцененных разработчиков заявить о себе. Возможно, это принесет свои проблемы, но одно можно с уверенностью сказать — настает очень захватывающее время для фанатов RPG.


Это перевод материала Робина Валентайна с Gamer.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на рассылку новостей
обо всех интересующих вас событиях из мира
игр. С нами Вы не упустите ни одну новость,
мы Вам это гарантируем.