Президент США Дональд Трамп издал новый исполнительный указ, согласно которому только президент и генеральный прокурор получают исключительное право официально толковать законы США. Этот документ существенно ограничивает полномочия федеральных регуляторов и чиновников в интерпретации законодательства.
Указ четко устанавливает:
Мнения президента и генерального прокурора по правовым вопросам являются обязательными для всех сотрудников при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Это решение становится частью трех исполнительных актов, подписанных Трампом одновременно. Другие затрагивают расширение доступа к экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО) и требования к федеральным агентствам отчитываться о выявленных случаях растрат, мошенничества и злоупотреблений.
Секретарь аппарата Белого дома Уилл Шарф охарактеризовал новый указ как "восстановление давно существовавшей нормы" в США. При этом критики Трампа выражают беспокойство, что вооружившись этим указом президент может игнорировать судебные решения, крайне широким образом интерпретируя законы, которые принимает Конгресс.
Согласно указу, такие агентства как Управление по контролю за продуктами и лекарствами (FDA), Агентство по охране окружающей среды (EPA) и Федеральная комиссия по связи (FCC) сохранят право налагать штрафы и вводить регуляторные нормы. Однако в документе подчеркивается, что "предыдущие администрации позволяли так называемым "независимым регулирующим агентствам" функционировать при минимальном президентском надзоре".
Эти регулирующие агентства в настоящее время осуществляют значительные исполнительные полномочия без достаточной подотчетности президенту и, через него, американскому народу.
Кроме того отмечается, что этим ведомствам разрешалось принимать важные акты без президентского контроля.
На официальном сайте Белого дома поясняется, что "так называемые независимые агентства", включая Федеральную торговую комиссию (FTC), Федеральную комиссию по связи (FCC) и Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC), обладали "огромной властью над американским народом без президентского надзора".
Эти агентства издают правила и положения, которые стоят миллиарды долларов и затрагивают некоторые из самых спорных политических вопросов, и делают это без контроля со стороны демократически избранного президента.
Теперь избиратели и президент могут привлечь к ответственности все федеральные агентства — а не только министерства — за их решения, как того требует Конституция.
Как отмечают эксперты, это решение представляет собой значительное изменение в балансе власти и вызывает вопросы о потенциальных последствиях для системы сдержек и противовесов в американской политической системе. Некоторые прямо говорят, что это еще один шаг к диктатуре.